Вы здесь: Главная | Новости | Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны

                                                                                   Санитарно-защитные зоны

Специалистами территориального отдела неоднократно рассматривались обращения юридических лиц, граждан для разрешения спорных вопросов в части санитарно-эпидемиологического благополучия, возникающих в процессе содержания и эксплуатации объектов, соседского проживания граждан. Основаниями для обращений послужили  нарушения правил содержания объектов, территорий этих объектов, территорий частных подворий и территорий прилегающих к ним.

           Одним из документов, который можно использовать для оценки правильности мест размещения объектов является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

           Указанным документом предусматривается следующее:

           Требования настоящих санитарных правил распространяются на объекты, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ). Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

          Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с настоящими санитарными правилами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается специальный проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Из чего следует, что условия и места размещения объектов, производится при наличии проектных материалов для строительства новых объектов или их реконструкции. Задача обеспечить безопасность окружающих объектов, объектов внешней среды и мест постоянного пребывания людей, возлагается на предприятие – проектировщика. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

          В Соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится:

         Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 14 ФЗ).

           В соответствии с  «Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 года N 190-ФЗ  разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления, при условии выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

           Кроме этого, для строительства новых объектов, ввода их в эксплуатацию, необходимо руководствоваться требованиями Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 года             N 74-ФЗ, который ограничивает или запрещает строительные работы в прибрежных полосах водоемов.  Соблюдение требований Водного кодекса Российской Федерации, также необходимо учитывать проектными организациями и местными муниципальными образованиями при решении вопроса о ведении строительства (реконструкции) объектов с негативным влиянием на объекты внешней среды.

          Таким образом, в случае возникновения любых спорных вопросов условий и мест размещения объектов, которые могут или уже негативно влияют на другие объекты и условия проживания граждан, необходимо пользоваться указанными выше документами.

           В случае содержания домашних животных в черте жилой застройки населенных мест, зачастую возникают конфликтные ситуации в связи с не соблюдением (нарушением) обращения с отходами животноводства.

           В данном случае предусмотрено, что местные муниципальные органы ведут (должны вести учет) всех животных, содержащихся в домашних условиях, ими же регламентируется количество этих животных.

           Требованиями санитарных правил регламентируется, что при наличии на территории частного подворья поголовья свиней, крупного рогатого скота, лошадей и т.д. до 50-ти голов, санитарно-защитная зона до стены жилого дома должна составлять расстояние не менее 50-ти метров; до 100 голов – расстояние увеличивается и составляет не менее 100 метров; от 100 голов – санитарно-защитная зона составляет не мене 300 метров. Ведение личного подсобного хозяйства гражданами предусматривается с учетом выполнение требований безопасности, проще говоря - должно быть вынесено за пределы территории жилой застройки населенного пункта.

           Санитарными правилами по содержанию территорий населенных мест определен следующий вид работы:

           - в населенном пункте должна быть разработана система санитарной очистки и уборки территории. Объектами очистки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культуры и массового посещения населения, территории предприятий и т.д.

           Условия, которые гарантируют благоприятные и безопасные условия проживания на территории частного сектора закладываются заранее, до начала строительства, до начала проживания или размещения объектов. В случае невыполнения элементарных требований строительных нормативов и самоуверенности отдельных граждан возникают спорные вопросы между самими гражданами, выливающиеся порой в неразрешимую проблему.

           Поскольку спорный (конфликтный) момент между гражданами случился на территории МО, рассматривает данный вопрос представитель местного МО.

           Для разрешения спорного вопроса можно использовать положения Закона Оренбургской области от 04.12.2003 года № 712/90-111-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». В том числе в части сбора и удаления отходов (навоз в качестве основного загрязняющего фактора не складируется в установленном порядке и не вывозится в специально отведенные места); обеспечения безопасности граждан, проживающих по соседству (не вывезенные своевременно отходы являются потенциально опасными для здоровья населения в силу наличия в них бактериального и гельминтного загрязнений). Указанный документ предусматривает основные принципы в области содержания животных –  соблюдение ветеринарно-санитарных требований, направленных на предупреждение загрязнения объектов окружающей среды и ухудшения состояния здоровья населения.   

 Заместитель начальника СВТО                                                                                                                                                А.В. Кибяков. 

  03.08.2022 года